ТАГАНКА ВЕРНУЛАСЬ В РОДНЫЕ СТЕНЫ

Елизавета Авдошина

После того, как директором Московского Театра на Таганке стала актриса и продюсер Ирина Апексимова, в театре многое изменилось, как идейно, так и технически. В  2011 году Таганку покинул Юрий Петрович Любимов и театр приобрел репутацию одного из самых скандальных.

  Но отнюдь не из-за радикальных художественных экспериментов, а от противоречий и ссор, возникающих в коллективе. В министерство постоянно отправлялись письма с жалобами от профсоюза актеров театра, произошел очередной раскол труппы, а творческая жизнь явно остановилась. Да и как иначе, если за четыре прошедших года дважды сменилось руководство театра. Ирина Апексимова была назначена «кризисным менеджером» и призвана выводить театр из застойного периода.  Заняв директорский пост, полномасштабно запустила в ход реконструкцию здания, в связи с чем нынешний сезон театр начал на двух разных площадках Москвы (основной любимовский репертуар игрался на сцене Театра Киноактера, а нарождающийся новый — по адресу Поварская, 20), освободив историческое здание полностью.  Также  Апексимова определила репертуарную политику театра на ближайшие сезоны.

  Один из вопросов, прозвучавших на пресс-конференции по случаю возвращения театра в родное здание, преследует нового директора Таганки уже давно — предвидится ли назначение художественного руководителя? Но Ирина Апексимова явно считает должность «худрука» рудиментом. Отчего новая «Таганка» уже приобрела звание «директорского» театра.

  За несколько месяцев (формально ремонт в театре начался еще летом 2014 года) закончены лишь противоаварийные работы по укреплению конструкции и фундамента здания, которое состоит из нескольких построек различного срока давности, вплоть до XIX века. Далее ремонтные работы будут продолжены, тогда как обновленная Малая сцена уже принимает зрителей. Открытие после реконструкции Большой сцены намечено на 31 января предстоящего года. В этот вечер традиционно будет сыгран спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана».

  Сейчас же перед театром в реставрирующемся здании стоит проблема — как организовать мемориальную зону, расположенную  в служебной части театра (кабинет Ю.П. Любимова, гримерная комната В.С. Высоцкого), сделав ее открытой и доступной зрителям Одна из задач, связанных с сохранением истории театра, уже подкреплена обещанным от правительства финансированием. Совместно с РГАЛИ будет структурирован архив легендарного режиссера и худрука Театра на Таганке. Но это еще не все новости. В процессе ремонтных работ в гримерке Высоцкого, на ящике его стола (на фото) был найдет автограф — четверостишье, записанное от руки карандашом, предположительно почерк принадлежит его жене, Марине Влади. На пресс-конференции Ирина Апексимова собственноручно продемонстрировала артефакт журналистам (на фото).

 

 Экспериментальный проект и  историческое наследие

  В начале октября на Поварской, где начинался некогда студия Анатолия Васильева, а затем существовала «Открытая сцена», ликвидированная последней реформой Департамента культуры города, стартовал проект «Репетиции».  Этот проект (идея Ирины Апексимовой, воплощение Елены Груевой) подразумевает режиссерскую лабораторию, которая, во-первых, станет потенциальной основой нового репертуара Малой сцены театра, а во-вторых, даст, наконец, труппе развиваться творчески.

  Тогда  как  «музейная» часть репертуара, то есть спектакли Ю. П. Любимова будут играться, «пока не рассыпятся окончательно», — заявила Апексимова на пресс-конференции.

  Однако любимовская Таганка  еще будет жить. На Малой же сцене 24 декабря выйдет премьера музыкально-поэтического спектакля «Флейта-позвоночник» по стихам и письмам Владимира Маяковского. Его поставил Вениамин Смехов. На пресс-конференции Вениамин Борисович сделал лирическое отступление и напомнил об истории жанра и незабвенных образцах — спектакле по Маяковскому «Послушайте!» 1967 года, где играл Валерий Золотухин, и который на худсовете защищала еще Лиля Брик. Ведь «поэтическое представление», придуманное Любимовым, было хитом Таганки времен ее расцвета.

  Лабораторный формат, предполагающий подготовку театрального спектакля в сжатые сроки и зрительские показы  «work-and-progress», для России не нов, однако, в Театре на Таганке решили пролонгировать его во времени.  Весь сезон, каждый месяц (результаты третьей сессии покажут во  второй половине декабря) будут приглашаться четыре режиссера, которые в течение недели создадут эскизы спектаклей. Далее — обсуждения представленных работ зрителями и Экспертным советом, где принималось бы решение, есть ли у них шанс в будущем стать премьерами Малой сцены Театра на Таганке.

  На сегодняшний день проведено две сессии проекта из запланированных восьми, а спектакль «Золотой дракон» по пьесе Роланда Шиммельпфеннига в режиссуре Валерии Сурковой (ее работы можно увидеть в Театре.doc и Центре им. Мейерхольда) стал первой премьерой новой части репертуара театра и только что был сыгран в «беловом» варианте, то есть пройдя путь от признанного эскиза до полноценного спектакля малой формы.

  Несмотря на то, что «Репетиции» заявлены проектом для молодых режиссеров, пока в финал выходят только те работы, что созданы режиссерами, уже обладающими увесистой творческой биографией. После «Золотого дракона» свежий репертуар Малой сцены пополнит «Земля Эльзы» — пьеса современного драматурга Ярославы Пулинович в постановке Семена Серзина  (его екатеринбургский хит «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад» привозили в Москву и Питер на фестивали это осенью).

  На Большой сцене Таганки увидят свет спектакли, выросшие из эскизов второй сессии: шекспировский «Кориолан» Анны Потаповой — ее работы вы чаще всего найдете на ежегодном фестивале молодой драматургии «Любимовка». И «Петербург» по прозе Андрея Белого в режиссуре Вячеслава Тыщука — его недавняя премьера «Васса» в театре на Малой Бронной. 

  Пока  в афише появляются новые названия, сцена, некогда равнявшаяся одному имени,  не спешит открывать неизвестных — выбирает проверенных игроков. А театр балансирует между вчерашней историей и сегодняшним днем.

Фото автора

Author

Поделиться: