Тема взаимоотношений отцов и детей вечна. Сколько бы спектаклей не ставили, сколько бы фильмов не снимали – каждый раз удается отыскать новый смысл, новую крупицу истины. Так случилось и со спектаклем Андрея Любимова «Отцы & дети. Несколько дней из жизни Евгения Базарова» в Московском Драматическом Театре «АпАРТе».

  Не зря к названию всемирно известного романа классика русской литературы Тургенева добавлен символ &, олицетворяющий в данном случае наше время и указывающий на современность.

  Данный спектакль стал попыткой разобраться в таком противоречивом персонаже как Евгений Базаров. Он – некое олицетворение сегодняшнего поколения. Но не только. Скорее, это определенный тип людей, которые жили, живут и будут жить всегда. Ведь Базаров так похож на Павла Петровича Кирсанова, не просто так ведь они постоянно дискутируют на вечные темы и в конце романа стреляются на дуэли. Все время они старательно и очень упорно отрицают свою общность. Они две стороны одной медали – того самого типа людей. Только Базаров в начале своего пути, а Кирсанов уже в конце.

  Евгений Базаров (Денис Лапега) выглядит крайне современно – джинсы, свиншот с капюшоном, кеды. Очень похож на него и Аркадий Кирсанов (Максим Михалев) приехавший в гости к отцу со своим другом. Но поведение у них совершенно разное: не успевает Аркадий зайти в дом, как падает на колени и целует родную землю. Он согласен с взглядами своего друга Евгения, но чувствуется что и традиции ему близки. Евгений же не стесняясь, озвучивает свои прогрессивные и довольно спорные суждения, не боится и не стесняется дискутировать и отрыто заявляет, что не признает авторитетов, гордо называя себя «нигилистом».

  Особенно интересен взгляд молодого Евгения на любовь и брак. «Если мужчина потерял голову от чувств, значит, он не мужчина» – именно с таким посылом Базаров гордо шагает по жизни. Заявление крайне смелое, которое после встречи с красивой и умной вдовой Одинцовой (Антонина Комиссарова) рассыпается на осколки. Базаров влюбляется. Сильно, страстно и самозабвенно. И что же делать теперь ему? Такому гордому, всегда отрицающему любовь и так сильно боящемуся попасть под стрелу Амура. Он все же признается в любви к Одинцовой. Но, она сама боится своих чувств, не может разобраться в них, предпочитая обходить страсти стороной. И отвечает Базарову отказом на пламенное признание.

  Он остается один. Аркадий влюбляется в Катю, младшую сестру Одинцовой, делает ей предложение и предпочитает любовь и брак дружбе и странным взглядам своего некогда друга Евгения. Заразившись тифом, Базаров серьезно заболевает. К нему приезжает Одинцова, и чувствую приближающуюся смерть, он сожалеет о том, что так и не удалось ему испытать радость любви.

  В конце спектакля звучит песня Высоцкого. Казалось бы, причем тут Высоцкий? Но он, как и Базаров олицетворение того самого типа людей, которые стремятся вперед, рушат старое. Но способны ли они строить новое? Не маска ли их прогрессивные взгляды, не самообман ли? Ведь Евгению его взгляды не принесли счастья, он умер в одиночестве, сожалея о некоторых вещах в своей жизни, разочарованный в себе. Он будто и стрелялся с Павлом Петровичем от скуки, от пустоты, которая внутри. А прогрессивные взгляды – лишь ложный смысл жизни, который заставляет действовать и ради которого Базаров и жил.

Не забыть о современности нам помогает и динамичность и мобильность спектакля. Декорации и предметы интерьера меняют сами актеры. Двор дома Кирсановых с ровно подстриженным газоном быстро превращается в танцпол, а затем в уютный уголок парка с белыми деревянными качелями на территории имения Одинцовой. Музыка звучит разноплановая, будто подчеркивая тем самым смятение, царившее в душе Базарова. И после спектакля это чувство смятения остается, вынуждая вновь рассуждать с самим собой на вечные темы.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра 

%d такие блоггеры, как: