ЗАМЕТКА О ЛЮБВИ

Светлана Анош

На сцене учебной студии МХАТ состоялась премьера спектакля «5 рассказов о любви» по мотивам произведений Бунина. Создатель спектакля – хореограф Алла Сигалова и курс художественного руководителя Центра имени Мейерхольда, преподавателя Школы-студии МХТ Виктора Рыжкова попытались сделать удивительное: исключительно движением и музыкой выразить самое противоречивое, сложное чувство, воспетое писателем в своей прозе. На мой взгляд, им это удалось.

  Под почти неслышную музыку на сцену учебной студии МХАТ, едва ступая, выходят пять девушек в длинных платьях. За ними, по уже ставшим традицией досадному соотношению – четыре молодых человека. Атмосфера тонка, как натянутая до предела нить, напряжение растет, чувствуешь: еще секунда и… «И» оказывается чем-то очень мощным – мужская пощечина, разбивающая  звенящую тишину, пронзительный долгий монолог, а после – дичайшая вакханалия страсти, чувственности, нежности, выраженная танцем под музыку Рахманинова.

В принципе вплетение хореографии в ткань драматического спектакля уже не ново. На мой взгляд, окупить безмолвие режиссеру удалось – танцевальные метафоры ничуть не уступали словесным: музыкальная и интонационная чуткость актеров была идеальной, пластика – точной. Просто удивительно, как небольшое пространство сцены сумело уместить в себе все буйство трагической страсти, ужас одиночества, какой-то, не побоюсь этого слова, яростной любви  – да еще и в движении.

С присущей бунинской прозе дихотомией между высоким, светлым чувством и порочными страстями, актеры творили невероятное. Боюсь, мне не удастся избежать пресловутого театрального штампа «на разрыв аорты» – ребята с курса Рыжакова играли именно так.

Искать в спектакле конкретные произведение практически бесполезно. «Рассказы» по сути своей лишь зарисовка, отражение главного лейтмотива творчества Ивана Бунина. Порой, правда, угадываются-просматриваются знакомые образы героев – здесь кто-то гордо уходит и безжалостно покидает, а кто-то забывает о достоинстве и падает на колени. Это именно тот случай, где важна форма, а содержание (сюжет) уже вторично. Вспомним, например, критиков Бунина, которые не раз ругали его за недоработанность сюжета и чрезмерную сосредоточенность на чувствах. Но именно из-за этих самых чувств еще с советских времен подростки зачитывались его сборниками в поисках диковинной для тех времен любви, эротики, страсти. Нам же повезло еще больше – мы можем не только читать бунинские тексты, но и видеть их поставленными на сцене.

Фотографии взяты из сети интернет

Author

Поделиться: