ЧЕРНОЕ ОЗЕРО

admin

Драма «Мне не больно» в Театре Луны приглашает публику заглянуть за кулисы театра, увидеть то, что недоступно обычному зрительскому глазу, то, что, скорее всего, и видеть-то необязательно…

  Проект Дмитрия Бикбаева (именно он выступил автором пьесы и режиссером спектакля) размышляет о сохранении человеческой души, о ценности нравственности в погоне за карьерой и славой. Все эти рассуждения показаны на примере выпускного курса балетной академии.

  Будущие выпускницы готовятся к дипломному спектаклю, гадая, кому достанется главная партия в «Лебедином озере». Хрупкие девочки в полупрозрачных тюлевых юбках-шопеновках или жестких пачках, музыка Чайковского, грациозные руки – внешне соблюдены все черты классического балета.

  Но как только эти милые создания начинают говорить, становится страшно – публику сразу же окунают во весь негатив интриг, зависти и бессильной злобы. Лишь главная героиня – Лиза (Елизавета Бурмистрова) пока не заражена общим вирусом цинизма и безпринципности. Собственно, вокруг ее истории и будет разворачиваться сюжет. Будет ли она танцевать главную партию, останется ли единственным белым лебедем, что станет с ее любовью на пути к заветной цели – зритель будет следить за всеми линиями, временами разбиваемыми балетными номерами.

  На пуанты встали молодые актрисы театра, и за короткий срок – репетиции шли с декабря месяца – смогли добиться неплохих результатов. Но здесь возникает один нюанс: добиться уровня выпускного курса академии все равно не получилось. Кажется, что сейчас актрисы больше заботятся о том, как правильно исполнить очередное па, нежели об актерской игре. Остается надеяться, что со временем опыт перейдет в уверенность, и танцевальные номера выровняются.

  Исполнительнице главной роли всего шестнадцать лет, и по ее собственным словам, самое сложное в роли было даже не показать внутреннюю трансформацию героини в «черного лебедя», а сыграть любовь. Возможно, некоторая скованность в этих сценах была уместна, так как ее можно было обыграть тем, что на первом месте у Лизы – балет, неуверенность в себе, но при этом колоссальное желание достичь цели. Но режиссер не ставит перед актрисой этой задачи, больше акцентируясь на эмоциях. Интересно, что сила чувств героини играется не нежностью и поцелуями, а отчаянием, когда ей приходится от своей любви отказываться.

  Для дополнительной иллюстрации всех внутренних метаний, переживаний будущих лебедей вместо классического танцевального класса – с большими окнами, балетными станками, светлыми зеркалами зритель видит темное пространство, подсвеченное неоновыми лампами, где вместо деревянных станков выступают стальные трубы, а зеркала искажают отражение. Временами кажется, что оно пропадет вовсе…

  Также режиссером введен в действие таинственный персонаж, принадлежащий, скорее, к миру мистики, либо же метафор: по сцене двигается некий «Соглядатай» (Станислав Бешеля). Этот персонаж общается с героями с помощью пластики и взгляда бесконечно черных глаз (свою роль сыграл грим и специальные линзы). Затрудняюсь сказать, почему он именно «соглядатай», мне показалось, что этот герой был одновременно и искусителем главной героини и темным духом балета. Попытка с помощью Соглядатая поднять постановку на уровень готического романа, на мой взгляд, не удалась. И основная функция его, скорее, эстетическая: уж очень красиво двигается по сцене этот темный призрак, вглядываясь глубокими глазами в героев. 

  Основной для меня оказалась представленная на сцене жизнь балерин, ее варианты. Лиза – еще не определившаяся, начинающая; Настя – вчерашняя выпускница, уже узнавшая, по чем фунт лиха в этой профессии; гламурная дива, звезда Немчинская и Тамара Васильевна – педагог в балетной академии, в прошлом тоже балерина. Эти героини показывают варианты развития жизненных сценариев и подтверждают: возможность выбора есть всегда. Даже когда всегда «не больно», и когда теряется чувствительность не только к физической боли, но и к эмоциональной, нравственной, выбор остается только за человеком. По крайней мере, в случае если именно он играет главную роль в своем жизненном сценарии.

Фотографии Анны Коваевой, Елены Киселевой
и Клима Березуцкого

Author

Поделиться: