ВООБРАЖАРИУМ МАГА КОТРОНЕ

Анна Коваева

Новый спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Луиджи Пиранделло «Гиганты горы» о самом главном, самом сокровенном в театральном искусстве. Режиссер поставил библию театра. Попытался подобрать ключи к актёрской мировой душе, источнику вдохновения артиста, провести пунктирную линию между миром иллюзии и миром реальным. Актеру как никому важно понять, где она. Талантливой Илсе (Полина Агуреева) это знание стоило жизни. Чувствуется, что Каменьковичу не просто давался этот материал. Но все-таки, кто не рискует, тот сами знаете что.

  Сам Пиранделло назвал пьесу мифом об искусстве. Она оказалась незаконченной и стала своеобразным итогом творчества драматурга, по сути, всю жизнь посвятившего разгадке природы актера и самому смыслу искусства. По его мысли, священный долг каждого человека творить и постоянно двигаться навстречу к своему фантазийному миру, где ты действительно настоящий. Тогда справедливо возникает вопрос, а как же быть с миром реальным? Может это он не настоящий? Может все, что нас окружает в действительности лишь иллюзия, декорации? В любом случае, у каждого есть выбор — либо жить в мире материальном, либо полностью погрузиться в параллельный, где творчество вечно.

  Это и сделали обитатели странной виллы под названием «Отчаянье». То ли люди, то ли призраки, то ли чьи-то персонажи, сошедшие со страниц старой книги. Они как невидимые божества на страже у фантазии. Полуаллегорические фигуры прыгают из сюжета в сюжет, из образа в образ, придумывая себе разные маски. Это какая-то творческая вселенная. Правда, у каждого есть свои тараканы в голове. Ла Згрича (Моника Санторо) ждет пришествия стопервого Ангела, Мара-Мара (Елена Ворончихина) все время кричит о приближении толпы, прикрываясь зонтиком… А хозяином этого воображариума, чудаковатого народа в разных оттенках белого (герои носят светлые одежды и напоминают пациентов палаты №6) является харизматичный маг Котроне (Федор Малышев), твердо уверенный, что мир иллюзии гораздо интереснее, чем материальный. Единственная существующая для него реальность – это воображение. Эту главную мысль Пиранделло поддерживает и режиссер, не зря труппа актеров появляется из зрительного зала, а обитатели виллы даже переступить за сцену и думать не могут. Кстати, и нас, зрителей, Котроне считает ущербными: мы же смотрим на него из мира материального. Становится ясно, в чем сосредоточена актерская суть – это и есть бесконечное лавирование между реальностью и иллюзией, со сцены в зрительный зал, из жизни придуманной в действительную. Не упоминаю слово «реальную», так как в спектакле очень сложные взаимоотношения с ним. Как вы понимаете, для актёров труппы графини – это одно, для чудаков с виллы — совершенно другое. Вообще же, спектакль представляет собой матрешку из приёмов «театр в театре». Непросто определить, где герои испытывают неподдельные чувства, а где играют. Появляется Илсе (Полина Агуреева) в лохмотьях, с нечесаной копной рыжих волос, произносит свои первые слова с заламыванием рук и прочими театральными жестами, от чего веет фальшью и театральщиной. Илсе настоящая актриса, именно поэтому в финале и погибает. Она ищет особую чистоту в искусстве, особую форму, которая теряет свой священный смысл без зрителя. Вот в этом-то и заключается основное отличие ее мировоззрения от Котроне, которому Илсе просто необходима как совершенная актриса, живая и чувствующая. В ней он видит несовершенство своего воображариума. Его театр обречен на неудачу и одиночества, потому что у него нет зрителя. Прекрасная земля без воздуха. Но это будет дальше, а пока актеры наслаждаются.  

  Здесь возможно все – сбываются сокровенные мечты, актер может примерить на себя разные образы, да что там образы, что там Гамлет с Офелией, когда можно выдумать своего героя, свой спектакль и пьесу! Это и предлагает сделать Котроне случайно забредшей сюда труппе актеров во главе с примой графиней Илсе. После долгих уговоров остаться в обществе странной компашки, актеры всё-таки решают задержаться, заинтригованные таинственным предложением сыграть свой лучший спектакль, исполнить свои лучшие роли. И к репетициям они приступят тут же. Новой постановкой должно стать действие о подменном сыне. Но воображаемый мир таит в себе и немало препятствий, его населяют не только мечты и фантазии героев. Попадая сюда, они лицом к лицу сталкиваются со своими страхами и пороками. И чудесный мир, работающий по принципу зеркала, для некоторых оборачивается не шкатулкой с желаниями, а каким-то карикатурным адом, от которого одновременно и мурашки по коже и смех разбирает, обнажая в героях самое низменное и пошлое. Интересна по своей изобретательности сцена, где персонажи оказываются в зазеркалье – художник Мария Митрофанова. На сцене предстает красочный лабиринт из костюмов и масок, свисающих с потолка и будто парящих в воздухе, и к ужасу и удивлению через некоторое время они начинают оживать. Герои появляются в масках, нарядах, в образе самого себя и начинают играть самих себя будто в параллельном мире. Только это уже буффонный театр, граничащий с жутким цирком и аттракционом ужасов.

  За полтора часа действия время проносится незаметно. Настолько оно насыщенно визуально и внутренне, что после спектакля выходишь каким-то отягощенным. Внешний лоск постановки не даст заскучать даже тем зрителям, которым все происходящее на сцене покажется бредом режиссера, выкинувшего кучу денег на свои амбиции и, как минимум, больной фантазией драматурга. Несмотря на трагичный для Илсе финал, она все равно оказывается победителем в негласной борьбе с Котроне.  

  А закончить хочу просто. Человеку не нужно ничего, чтобы творить. Вера и воображение сделают свое дело. И как бы ни был прекрасен и заманчив иллюзорный мир, куда так стремятся люди актерской профессии, он все равно останется красивой сказкой, мечтой, ибо не имеет зрителя. Театр невозможен без зрителя. Театр невозможен без актёра. И нечего тут спорить.

  Если бы я встретила Котроне, то подарила бы ему книгу великого Джорджо Стреллера, которая называется «Театр для людей».

Фотографии Сергея Петрова

Author

Поделиться: