КУДА ОНО УХОДИТ?

Давно ли вы объедались мороженым и запивали газировкой? Вот так прям, чтобы не думать о диетах и не голодать на следующий день, не потеть потом в спортзале, и не думать «вредно-невредно, не выступит ли целлюлит, не скрючит ли гастрит»? А просто так доставить себе удовольствие? Наесться до отвала любимым лакомством…

  Конечно, сейчас приверженцы здорового питания, да и просто здравомыслящие люди возразят мне. И это правильно, потому что такое возможно только в детстве. Вот и «Денискины рассказы» поставленные в РАМТе напомнили о простых вещах, которые когда-то приводили в дикий восторг и дарили счастье. И больше ничего от жизни не было нужно. О том ностальгическом времени, когда новый год был настоящим волшебством и придумывать, что делать в эту ночь не нужно было. Вот оно счастье. А самым страшным было то, что тебе не подарили саблю или заставили есть манную кашу. Продолжать еще можно долго. Только и остается, что перебирать воспоминания и вновь погружаться в детство.

  Глядя на проделки юного героя нового спектакля РАМТ Дениса в исполнении Алексея Боброва и на его повседневную жизнь, кажется, что она немного нереальна, а скорее даже идеальна и стерильна. Может даже, скучновата где-то. Какого ребенка сейчас заинтересует строить ракету во дворе? Да и понятие «двор», как таковое выродилось. В моем районе с времен детства так и пустует спортивная коробка, в которой когда-то гоняли мяч мальчишки. Детство где-то спряталось или обиделось и не хочет выходить. И как бы актеры не уверяли, что современные дети поймут героев на сцене, старательно запускающих воображаемую ракету «ВАстоГ-2», те так и будут поглядывать одним глазом в планшет или модный гаджет.

 Само действие разворачивается в мультяшно-нарисованном мире. Декорации представляют собой разноцветные детские рисунки, такие же украшают и программку. Такое впечатление, что их делала не Ольга Васильева (художник спектакля), а дети. Везде картонные перегородки, вращается большой круг сцены, сменяя живописные конструкции, представляющие жилую комнату, кабинет географии, двор… Нарисовано все, а человеческие эмоции настоящие, и по ту сторону сцены во взглядах мелькают воспоминания настоящие. От спектакля веет какой-то душевной добротой и наивностью, которыми обычно наполнены старые советские фильмы. Даже второстепенные персонажи – учительница географии Раиса Ивановна – Вера Зотова и преподаватель музыки Борис Сергеевич – Андрей Бажин, мимолетно признаваясь в любви друг другу, выглядят наивно и неловко. Действительно, такое возможно либо в детских глазах, либо в фильмах. А происходит это потому, что режиссер – Рустем Фесак – воплотил на сцене главный принцип детства, от которого у каждого из нас мурашки по коже, — беззаботность. Благодаря ей, действие смотрится на одном дыхании и напоминает ретро-открытку. Этот порыв беззаботности с легкостью подхватывают актеры и погружаются в игру с детскими образами. 

   Этот спектакль как машина времени, уносящая кого в 60-е, кого в 80-е, а кого и в 90-е. Туда, где мама была всегда красивая, папа приходил с работы и спросив басом: «Уроки сделал? » пролистывал газету. В гости приходили надоедливые тети и дяди каждый год с одной и тоже фразой: «Как же ты вырос? «, что-то дарили и уходили на кухню с родителями курить – все это называлось «мой день рождения». После самого вкусненького можно было от них спрятаться под большим обеденным столом… А сейчас и прятаться не от кого.

   Мне кажется, с возрастом мы теряем волшебную способность радоваться простым мелочам – хорошей погоде, например, плитке шоколада под елкой, пропадать до темна на улице с друзьями. И вообще ощущать жизнь искренно, каждой клеточкой своей души и тела. Этой способностью наделен Дениска – обычный мальчик, который растет в среднестатистической семье, ненавидит кашу, строит с верными друзьями во дворе ракету и мечтает стать космонавтом. В этом герое, думаю, каждый из нас узнает себя, который больше никогда не повторится. И что самое главное, персонаж Боброва получился не просто «правильным ботаном», как сейчас бы дети его окрестили, а маленьким человечком с правильными жизненными ориентирами – без пошлостей, без нравоучений, самолюбования и вот этого на каждом шагу – «че, кого»…

  И несмотря на то, что после спектакля накрывает волна ностальгии и теплых воспоминаний, уносящая далеко «за», отчего становится немного грустно, послевкусие все равно позитивное. Расходясь, зрители только и делали, что соревновались, перебивая друг друга, рассказывая у кого какой синяк был, какой марки велосипед и как играли в казаки-разбойники допоздна и умиленно смеясь над исковерканным главным героем названием водопада «Мисиписи».

После третьего звонка в бархатные кресла театра уселись умудренные опытом тетеньки и дяденьки, занимающие кто высокую должность, кто поменьше, и, конечно, те, кого еще вовсе не коснулись, взрослые проблемы, а после … вышли обычные мальчишки и девчонки. Удивительно омолаживающий эффект. И не переставали задавать себе один и тот же вопрос: «Куда оно уходит? «

Фотографии  Анны Коваевой

%d такие блоггеры, как: