ПЕСНЬ О ВОЙНЕ

Анастасия Павлова

Одним из самых заметных событий на Волковском фестивале в Ярославле стала российская премьера совместного проекта Чеховского и Эдинбургского фестивалей и студии SounDrama «Война», режиссером которого стал Владимир Панков.

  Первоначально он задумывался как посвящение Первой мировой войне, столетие с начала которой отмечают в этом году. Работа с материалами войны, о которой в нашей стране пытаются забыть, побудила режиссера исследовать сам феномен войны.

  Опираясь на самое известное поэтизированное произведение о войне «Илиада» Гомера, Панков пытается разобраться, что такое война, чем отличаются войны древности и современности. Кроме «Илиады» он включает в спектакль «Записки кавалериста» Николая Гумилева и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

  История начинается за год до объявления войны в Париже, где все герои встречаются в одном из салонов и обсуждают новую выставку. Тема войны, очевидно волнующая всех собравшихся, возникает, казалось бы, внезапно. Джордж (Павел Акимкин) – английский художник – ярый противник воин, считающий, что война не может быть оправдана никаким прогрессом.

  Его друг – поэт Николай уверен, что война обновляет силы, очищает душу людей. Цивилизации без войн не бывает, таково его мнение. В качестве примера он приводит самое великое поэтическое произведение о войне – «Илиаду» Гомера. Однако все они не верят в возможность скорой войны.

  Война врывается в их жизнь внезапно, не давая опомниться. Звуковой ряд спектакля наполняется отдаленными маршами, взрывами, а вместо смокингов и платьев повсюду возникают серые шинели.

  Война в спектакле дается в ретроспекции, как воспоминание всех героев: родителей Джорджа, его друзей, жены – о том, как он менялся во время войны, как они приняли его гибель. Владимир уверен, что Джордж совершил самоубийство – добровольно встал под пули. Родители (Валерий Гаркалин и Елена Шанина) не хотят вспоминать о гибели сына и разбираться в причинах его смерти. Они отгородились от прошлой жизни, предпочли забыть о самой войне и о том, как она изменила людей и жизнь. Владимир же винит себя в смерти друга. Врач предлагает новую методику – отождествление себя с героями «Илиады» Гомера.

  Панков рисует картину страшной войны при помощи дребезжащих звуков, терзающих нервы, мерцающего света, выхватывающего различные объекты на сцене, разлетающихся страниц книг и писем. Основной цвет тут серый, пепельный и синеватый, сизый, почти мертвенный свет.

  Джордж Акимкина – трогательно наивный и верящий в победу в начале войны человек, постепенно теряет внутренний свет. Он гаснет на глазах, из смешного веселого художника превращается в машину для убийства, в животное, которое не способно испытывать никакие чувства. Он мучается на этой войне, она выедает его. Его произведение в офицеры не радует, а отпуск становится мучением и для него, и для его жены Бетси (Мария Биорк).

  Елена Шанина, мать героя, воспринимает войну только по письмам сына, где он сначала очень тепло отзывается о товарищах, с каким-то восторгом описывает происходящее, но когда тон писем меняется, она будто застывает, упирается в одну мысль: «Отчего моего мальчика не делают офицером?» И когда наконец он становится офицером, война для нее будто заканчивается. Это событие перекрывает все смерти, трагедии и всю бессмысленность войны. Она не замечает, или не хочет видеть, как изменился ее «мальчик». Ее совершенно не интересует, кто и как переживает те события. «Зачем мне знать, что там произошло», – с истерическими нотками в голосе вопрошает она то врача, то сошедшего с ума Владимира. «Не хотите ли вы сказать, что мой мальчик застрелился!» – вторит ей муж. «Нет! Он герой! Он погиб как герой! Я ничего не хочу знать».

  «Война» – духовная драма Джорджа и вина Владимира – представлены в 17 рапсодиях (песнях), герои проходят через события «Илиады», чтобы понять суть войны, успокоиться, очиститься, еще раз пережить все то, что чувствует каждый из солдат, каждый из тех, кого после назовут героями.

  Самая страшная и тяжелая сцена спектакля – финальная. Родители, на время ставшие Гекубой и Приамом, вдруг отказываются вновь хоронить сына. Долгие увещевания доктора приводят к нужному результату. Стенающие у свежей могилы родители, просящие вернуть им тело сына, Гекуба-Шанина, падающая на землю и взывающая к богам и царям, Приам-Гаркалин, поначалу с трудом выдавливающий из себя слова «Илиады», а потом все более страстно и мучительно произносящий монолог – все это помогает и им освободиться от страшного груза смерти сына, а Владимиру осознать, что он не виновен в смерти друга.

  Спектакль Панкова «Война» продолжает тему режиссера, возникающую во всех его историях, – жестокий реальный мир, врывающийся в мир идеальный. Это желание режиссера не просто показать ужас и бессмысленность любой войны, не просто попытка доказать, что все войны, как бы они ни назывались, одинаковы и ведут лишь к разрушению души, но и обращение к тем, кто сознательно отгораживается от жестокой реальности. Это отчаянный призыв не быть равнодушными.

Фотографии  предоставлены пресс-службой Волковского фестиваля

Author

Поделиться: