НИКОЛАЙ КАРПОВ: «МНОГОЕ НАДО МЕНЯТЬ»

admin

Казалось бы, время настоящих героев ушло: исчезли рыцари и прекрасные дамы, никто уже не вызывает на дуэль за оскорбление… И все же герои живут среди нас. Один из них — Николай Васильевич Карпов — Президент Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага».

Блистательный фехтовальщик, мудрый учитель, удивительно интересный человек. За его плечами многолетний опыт актера и каскадера, постановщика трюков и боев на сцене и в кино, преподавание в ВТУ им.М.С.Щепкина и ГИТИСе. Долгое время он вел семинары в разных странах мира. А в 2007 году решил создать Фестиваль сценического фехтования, который в 2014 году отмечает свой небольшой юбилей — пять лет. Но именно в этом году, 27 марта Николая Васильевича не стало.  Так вышло, что этот короткий диалог стал посвящением замечательному человеку.

  Какие перемены происходят от фестиваля к фестивалю?

 Меняется все, слава Богу, в лучшую сторону. Не значит, что трудностей стало меньше, но если говорить о глобальном результате всех наших усилий, то каждый фестиваль становился чуть сильнее и чуть мощнее. А четвертый фестиваль, прошедший на сцене РАМТа, для нас очень важен, так как кроме своей публики пришли и те, кто просто увидел афишу и купил билет.

  Для нас это большая удача, но и большое же испытание. Я думаю, что всем было одинаково интересно: и профессионалам, и обычным зрителям. Именно это для меня является критерием, по которому я оцениваю то, что происходит в театре. Если это интересно простому зрителю – значит, в этом есть настоящее искусство. Все-таки театр – прежде всего зрелище, которое должно заинтересовать. А наш фестиваль от этого вообще никуда не денется, так как фехтование – и театр, и зрелище. И несет дополнительную функцию – развивать ту замечательную школу сценического фехтования, носителями и обладателями которой являемся мы, российские педагоги и режиссеры, которые выросли на базе этой школы, созданной Аркадием Борисовичем Немеровским и Иваном Эдмундовичем Кохом. Поэтому одна из генеральных задач – развитие и укрепление этого предмета в театральной школе. Развитие как практики, которое реализуется в театре как часть замысла, как та составляющая, через которую проверяется артист.

  Как вам кажется, надо ли что-то менять в системе театрального образования?

  Надо очень многое менять… Что-то возвращать, что утеряно за последние пятнадцать лет. И поменять принцип формирования будущих педагогов. Это все связано с тем, что государство платит копейки. Понимаете… Когда я, профессор, получаю зарплату в десять тысяч рублей – для меня это унижение, оскорбление… Дальше не буду перечислять.

  Причина для дуэли?

  Да. Только вызвать некого. У нас никто ни за что не отвечает.

   Залог успеха в хороших преподавателях или же в том, что в фестивале участвуют молодые артисты, студенты? С «горящими глазами», как говорится?

 Знаете, можно владеть глазами и не владеть профессией. Только на горящие глаза долго смотреть невозможно. Дело в том, что сценическое фехтование обеспечивает актера особой психо-физической техникой, которая дает ему преимущество перед теми, кто этим не овладел. Потому что она формирует у артиста то, что не формирует ни один практический предмет, они формируют, но не так как сценическое фехтование. Способность действовать в экстремальной ситуации, умение нападать так, не для того, чтобы убить, а для того, чтобы показать, что на тебя нападать не надо.

  Очень важным я считаю, что фестиваль приобретает международный характер. Взаимная работа, взаимный обмен между разными школами – это ничем нельзя заменить, ведь это же живой контакт, живое общение! Это то, что развивает любую школу, не только нашу.

  Есть ли различие в школах?

  Да. У них нет школы именно сценического фехтования. Она есть только у нас. Есть отдельные  мастера, которые преломляют историческое и спортивное фехтование на задачи театральные. У нас же был Немеровский — актер Вахтанговского театра, мастер спорта по сабле, создавший методику преподавания предмета в театральном вузе.  В ней есть существенные отличия способов взаимодействия. Сложность  в том, что ты как актер взаимодействуешь с партнером в поединке, а играть должен соперника. Это важно.

Беседовала Наталья Ионова
Фото предоставлены пресс-службой
фестиваля «Серебряная шпага»

Author

Поделиться: