ПОВОЗКА ЖИЗНИ

Анна Никифорова

Историю еврея, отправившегося в Вильнюс ради встречи с арестованным сыном, Римас Туминас впервые поставил в 1994 году в Вильнюсском Малом театре. Спектакль  «Улыбнись нам, Господи!» побывал во многих городах мира и стал участником различных престижных фестивалей. Ту постановку называли легендарной. 

  Притчевый язык, вечные вопросы о вере, счастье, свободе, одиночестве и отчаянии не могли оставить зрителей равнодушными. Спектакль, премьера которого прошла в театре Вахтангова, также основан на романах Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи» и «Козленок за два гроша». Двадцать лет спустя Римас Туминас вновь хочет обратиться к тем темам, которые продолжают волновать и беспокоить.

  Через весь спектакль проходит сквозная мысль о дороге. По сюжету это путь по литовским лесам к Вильнюсу, однако на сцене он превращается в бесконечное движение вне пространства, когда исходная точка забывается, а конечная не знает своего предела. Три путника, волей судьбы сведенные вместе, передвигаются на телеге, наполненной сундуками, чемоданами и прочей домашней мебелью: серьезный и мудрый Эфраим (Владимир Симонов), беспокойный водовоз Шмуле-Сендер (Алексей Гуськов) и нищий погорелец Авнер Розенталь в исполнении Виктора Сухорукова. Самым глубоким и противоречивым получился как раз образ Розенталя. В прошлом владелец лавки, он потерял все свое имущество, и в мыслях постоянно возвращается к тем счастливым временам, когда счастье казалось таким близким и достижимым. Нелепый, с искренней улыбкой и детской непосредственностью он пытается скрыть свою боль и не может не вызывать сострадания.

  Каждый персонаж погружен в свои грезы, от чего реальные события и люди чудесным образом преображаются в образы-символы. Так козочка Эфраима с колокольчиком на шее (Юлия Рутберг) напоминает о родном доме и преданной любви. Палестинец (Григорий Антипенко), появившийся из ниоткуда, становится на своем пути в Иерусалим временным попутчиком друзей. Со скрипкой в руках он движется к призрачной цели, сомневаясь в возможности ее достижения. Поступки героев нельзя объяснить, как невозможно поставить вопрос: «Зачем?». Мы узнаем о заветной мечте водовоза Шмуле: иметь на могильной плите надпись «мистер». В области чувств действуют свои законы и их нельзя объяснить холодным разумом.

  Спектакль «Улыбнись нам, Господи!» Римаса Туминаса выпадает из привычных рамок, в него лишь можно погрузиться как в реку и отправиться по течению к финалу. Скупой свет Майи Шавдатуашвили и меланхолическая музыка Фаустаса Латенаса будут направлять этот водный поток. Визуальный мир, который придумал художник Адомас Яцовскис, построен на самых простых деталях: вода, зерно, дерево. Словно в картинах Шагала предметы будут искривляться, обретая новые смыслы, но от этого не менее глубокие и понятные одновременно.

  Великое путешествие оборвется неожиданным образом. Люди в униформе обольют приехавших в Вильнюс дезинфицирующим раствором. Но смерть не есть итог пути. Перед зрителями среди звездного неба предстанет храм-синагога. Возможно, путешественники дождались светлой улыбки, и их скорбь не перейдет в вечность. Это еще один вопрос, на который никто не сможет дать точного ответа. Чья-то повозка жизни подошла к концу, но за ней будут идти следующие. Спектакль о евреях превращается в историю о судьбе всего человечества и еще раз напоминает нам о том, что уничтожить человека можно, но никакая сила не сможет заставить отказаться человека от свободы и надежды на счастье.

Фотографии с сайта театра им. Вахтангова

Author

Поделиться: