ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ ЖИЗНЬ

Анна Коваева

«А что бы вы сделали, если бы вам осталось жить десять дней?» Такой вопрос задал зрителям Евгений Славутин в своем новом спектакле «Дорогой бог!» по пьесе Эрика Шмитта.

  В театре «МОСТ» сыграли премьеру по пьесе Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и розовая дама», но режиссер Евгений Славутин назвал спектакль «Дорогой бог!». Каждый день маленький мальчик по имени Оскар, лежащий в больнице с тяжелой болезнью, пишет письма богу. В них он рассказывает, как провел свой день, равный десяти полноценным годам. Эту игру для него придумала бабушка Роза – уборщица в этой же больнице. И хотя чуда в этом в спектакле не произойдет, и он окончится печально, но эти десять дней смогут перевернуть его маленькую жизнь.

  На сцене почти ничего нет кроме деревянных перил, очень напоминающих станок балерины. В этом «загоне» и пронесутся десять дней Оскара, наполненные жизнью. За это время герой успеет влюбиться, жениться, стать состоятельным человеком, хотя бы попытается представить себя на его месте, каким бы он был, если бы ему стукнуло сорок. А что еще остается герою, если через десять дней его не станет…

  Родители боятся сказать ему правду о смертельной болезни, и единственным близким для него человеком оказывается уборщица Роза – актриса Людмила Давыдова, которую Оскар называет бабушкой. Она, кстати, тоже одинока. Роза постоянно старается удивить мальчика, причем искреннее, общаясь с ним прямо, открыто и без деланной жалости. В этом стремлении она очень напоминает героя из французского фильма «1+1». Поэтому она каждый раз появляется в разных нарядах, то в смешной маске, то в образе гостеприимной японки на свидании Оскара с его «женой» Пегги – девушкой в той же больнице, которая очень нравится Оскару. Простая и открытая, за словом в карман не полезет и на вопрос «Сколько вам лет?» тут же выпалит: «Сынок, ты можешь запомнить тринадцатизначное число?». Добродушная и веселая пенсионерка, в прошлом спортсменка, имеющая дело со штангой становится для мальчика настоящим другом.

  Людмила Давыдова органично влилась в ансамбль почти юных актеров. Конечно, ее бабушка Роза – центральный образ спектакля. Актриса все действие проводит на одном дыхании. Около двух часов она находится на сцене и веселит своими шутками не только главного героя, но и весь зрительный зал. При этом Людмила Давыдова не играет жалости к Оскару, а только сочувствие. Она может и покритиковать мальчика, и отругать, когда тот сбежал из больницы к ней домой, спрятавшись в багажнике машины, чтобы вместе отметить Рождество, и напомнить, что родители его очень любят, поэтому и боятся сделать больно, сказав о смертельной болезни.   

  Главного героя играет начинающий актер Гоша Антонов. Пока не совсем уверенно, что-то не получается, но образ у него сложился скромного, умного и трогательного человечка, еще не осознающего, что совсем скоро ему придется уйти из жизни навсегда. Весь спектакль молодые актеры, большинство из которых студенты, играют легко, и потому грустное настроение этой истории улетучивается. До последнего тем, кто не знаком с произведением Шмитта, кажется, что произойдет чудо и все будет хорошо. Аудитория театра «МОСТ» состоит из школьников и студентов, поэтому в зале царит особая, молодая атмосфера. Зрители бурно реагируют на каждую шутку бабушки Розы и переживают за героя. В финале шутки закончатся, веселье улетучится. Роза выйдет в центр сцены в черном, траурном платье и прочтет последнее письмо Оскара, уже адресованное не богу, а ей. А закончится все групповой фотографией, на которой герой будет вечно молодой и счастливый, с широкой улыбкой…

  Декорации в спектакле заменяет свет. Режиссер активно использует разную подсветку, переносящую зрителя то в больничные стены, то в дом Розы, то в японский ресторан.

  После спектакля, разбирая в тесном гардеробе свои вещи, я невольно подслушала разговор двух девчонок. Одна спрашивала: «А что бы было, если бы он не написал этих писем богу?». Собеседница долго смотрела на свою подругу, но так и не ответила. А я подумала, не мне об этом рассуждать, но задать вопрос стоит.

Фотографии  предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: