ОБРЕТЕННЫЙ СМЫСЛ

Виктория Негара

Художественный руководитель Театра «Современник» Галина Борисовна Волчек в последнее время не слишком часто балует театральных завсегдатаев премьерами. Но в данном случае продолжительная тишина того стоила. И теперь зрители могут насладиться премьерой: спектаклем «Игра в джин» с гениальными актерами – Лией Ахеджаковой и Валентином Гафтом.

  Наверное, не все знают, что пьеса американского писателя Дональда Ли Кобурна «Игра в джин» в 1978 году получила Пулитцеровскую премию. И неспроста. Пьеса, конечно, достойная, но ее  звучание сильно зависит от актерской игры. И исключительно благодаря величайшему таланту отечественных мэтров Лии Меджидовне Ахеджаковой и Валентину Иосифовичу Гафту эта театральная постановка превращается в шедевр. От их непревзойденной актерской игры буквально невозможно отвести глаз. Все посторонние мысли улетучиваются, стоит им только появиться на сцене, и все  внимание приковано к действию.

  Спектакль начинается со знакомства двух пожилых, одиноких, но очень непосредственных обитателей дома престарелых: Фонсии Дорси и Мартина Веллера. У каждого за спиной своя длинная жизненная история. Фонсия – женственная, кокетливая старушка, всегда старается сгладить острые углы и не доводить беседу до конфликта. Она так вежлива, что никогда не говорит крепких слов в отличие от своего нового знакомого, который в выражениях не стесняется. Мартин прямолинеен и даже циничен, всегда эмоционально выражает свой гнев или негодование.

  В гнетущей атмосфере дома престарелых, в этом подавляющем, тягостном месте среди боли, отчаяния и одиночества так тяжело жить обычной жизнью. И чтобы не свихнуться в прямом смысле слова Мартин предлагает Фонсии сыграть в карты, точнее в игру «Джин». Эта незамысловатая игра становится их спасением. Веллер, конечно же, не догадывался, как быстро Фонсия научится играть и обыгрывать его, заядлого игрока в карты. У него это обстоятельство вызывает очень неоднозначную реакцию. Со временем это развлечение приносит героям больше неудобств, чем удовольствия, но остановиться они уже не в силах, потому что теперь это единственный смысл их жизни.

  На сцене всего несколько предметов, среди которых стол, стулья, лавочка. Некоторые вещи помогают лучше понять характер героя, как, например, большой плюшевый медведь, с которым героиня Лии Ахеджаковой появляется в начале спектакля. Другие передают атмосферу, как, например, инвалидная коляска или костыли, стоящие в углу. В театральном пространстве художника Павла Каплевича нет ничего лишнего, все  к месту.

  Пару слов хочется сказать и о музыкальной составляющей спектакля «Игра в Джин». В самые напряженные моменты на сцене мы видим тени танцующего хора и пробирающие до дрожи ужасающие отголоски мелодии. Честно говоря, давно не было так страшно в театре. Ощущения от этих звуков вместе с танцующими тенями очень сильные и яркие.

 К сожалению, темы старости и одиночества, которые затрагиваются в этом спектакле, будут более понятны и близки скорее людям зрелого возраста, нежели молодежи. «Игра в Джин» многоуровневый спектакль, который в силу возраста и опыта каждый зритель воспримет по-своему. «Игра в Джин» – грустная история, но она рассказана на сцене талантливейшими акте рами с такой самоиронией и юмором, местами даже с сарказмом, что остаться равнодушным просто невозможно.

Фотографии Сергея Петрова

Author

Поделиться: