ИГРА В ЖИЗНЬ

Екатерина Фролова

Спустя четверть века вниманию столичного зрителя вновь представлен спектакль «Серсо», поставленный по одноименной пьесе Виктора Славкина.

  На этот раз действо разворачивается не на сцене Театра на Таганке, а в Другом Театре – «дочернем» проекте театра «Квартет И», и режиссером-постановщиком выступает уже не именитый Анатолий Васильев, а его не менее талантливый ученик Владимир Агеев.

 Ставить после Васильева несомненно рискованно: слишком уж ошеломительным был успех его работы, моментально превратившейся в легенду. Однако Агеев не побоялся выступить со своей трактовкой произведения, что к счастью – зрелище, представшее перед нами, трогает до глубины души своей откровенностью и драматизмом. Другой театр, как и всегда, остается верен своей основной концепции – спектакль рассказывает не про кого-то, а про самого зрителя, что дает ощущение невероятной сопричастности. Пьеса родом из 80-х нисколько не утратила своей злободневности. Времена меняются, а люди остаются прежними, и окружают их все те же проблемы и заботы.

  Это история об «одиноких в толпе», чья жизнь протекает без цели и без удовольствия. «Я – один, ты – один, она – одна, мы – одни», – говорит Петушок, персонаж пьесы. Он-то и собирает нескольких своих знакомых в загородном доме, доставшемся ему от бабушки, и предлагает им жить компанией свободных взрослых людей, которые друг от друга не зависят, но время проводят весело и душевно.

  Но ведь это же абсурд! Как такой разношерстной компании ужиться под одной крышей? Они и с Петушком-то, их пригласившим, знакомство имеют шапочное, а уж друг друга и вовсе впервые видят. Повеяло холодком, идея встречена без энтузиазма. И, вероятно, начались бы прения и препирательства, не завладей вниманием коллектива невесть откуда взявшийся старик. Узнать, кто он такой, удается довольно быстро, а вот причина его визита раскроется лишь в самом конце, немало обескуражив зрителя.

  За время спектакля происходит эволюция в отношениях между героями. Еще недавно они сидели по разным углам, а сейчас уже читают старые письма, собравшись за общим столом, играют в серсо, наряжаются в маскарадные костюмы и рассказывают истории из жизни. Оригинальный текст Славкина заканчивается словами Валюши, самой давней знакомой Петушка: «Мне показалось, что именно сейчас мы все вместе могли бы жить в этом доме». В интерпретации В. Агеева таких слов мы не услышим, но они и не требуются, сердечностью наполнено каждое слово, каждый взгляд, каждый жест героев. И хотя в Петин дом наши герои так и не перебрались, но судьбы их теперь тесно переплетены. «Мы одни» сменилось на «мы вместе».

  Говоря об изюминках данного спектакля, я бы отметила камерность зала, что приближает зрителя к актеру и создает эффект непосредственной включенности в происходящее на сцене. Запоминаются и баянные партии в исполнении Максима Федорова, которые прекрасно дополняют общее музыкальное сопровождение спектакля и добавляют национального колорита.

 Напоследок стоит сказать несколько слов о столь необычном выборе названия. Серсо – игра, в которой на палочку набрасываются колечки. В одном из переломных моментов постановки уже упомянутая Валюша говорит: «Проиграл ты в серсо, Петушок». Но не партию в серсо он тогда проиграл, не об этом толкует Валюша, здесь скрывается гораздо более глубокий смысл. Жизнь – игра, серсо – игра. Проиграл Петушок свою партию в «жизнь». Но жизнь наша – вещь непредсказуемая, и потому столь интересная. Никогда не знаешь, как в следующий раз карты лягут. А легли они самым что ни на есть лучшим образом. Так больше азарта. Трус в серсо не выигрывает!

Фотографии Полина Королева, Татьяна Бражникова

Author

Поделиться: