САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ТОТ, КТО ОДИНОК…

«Враг народа – термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему против республики с оружием в руках)». (Из программки спектакля).

  Знакомство со спектаклем начинается в тот самый момент, когда зритель берет в руки программку. Это не просто действующие лица и исполнители — краткая история пьесы с момента первой постановки. Спектакль посвящен 150-летию со дня рождения К.С.Станиславского. Именно с его постановки «Врага народа» («Доктора Штокмана») в 1901 году в МХТ и началась сценическая жизнь пьесы на российских подмостках. И совершенно закономерно, что два театра –  театр им.Вл.Маяковского и Малый Драматический – обратились к этой пьесе. Дело не только в желании отдать дань реформатору сцены. «Враг народа» – камертон событий, происходящих не только в России, но и в мире; попытка найти человека, подобного доктору Стокману, который «мог бы смело и прямо сказать правительству жестокую правду».

  Постановки в театрах совершенно разные. Если в театре Маяковского ставка сделана на технические новшества, то в МДТ, прежде всего, говорят с человеком и о человеке.

  Художник Александр Боровский создает на сцене чеховское пространство: светлый, полный воздуха дом с прозрачно-белыми стенами и белыми кружевными занавесками, за огромным столом, накрытым белой скатертью, собирается вся семья и друзья. Так происходит каждый вечер. Дом этот словно бы отгорожен от мира, поэтому все происходящее в нем всегда словно чуть припорошено этим белым цветом. Основные же события происходят на фоне дома, в черном квадрате сцены: сюда выходит доктор Стокман (Сергей Курышев), чтобы рассказать о том, что вода отравлена, здесь выясняют отношения два брата Томас Стокман и Петер Стокман (Сергей Власов), и самая напряженная сцена спектакля – выступление перед гражданами – тоже выносится на авансцену.

  Томас Стокман Курышева чудаковатый, добродушный, открытый человек. Он больше напоминает большого ребенка по своему мироощущению. Он верит в людей, и бесконечно верит в то, что все непременно поддержат его идею. В мягкой вязаной уютной кофте он не спеша, как-то осторожно передвигается по дому, словно боясь задеть и разрушить этот хрупкий мир.

  Петер Стокман Власова – черный человек. Человек от власти. Ему чужды понятия чести,  «выгода» — его главная цель. Говорит от спокойно и отрывисто. Словно маленькому, объясняет он своему брату, что ждет курортный городок, если закроют водолечебницу, в которой найдены смертоносные бактерии. Прикрываясь заботой о людях, живущих в городке, он методично доказывает брату, что тот неправ. Он говорит так убедительно, что невольно поддаешься этому «голосу разума», пекущемуся о тех, кто завтра останется без работы.

  В первом действии у Томаса Стокмана есть те, кто готов его поддержать – с ним и свободная пресса, и предприниматели, и владелец типографии, где собираются напечатать его исследование. Они возмущены произволом властей, готовы идти против мэра, но у каждого из них – свой интерес, который они умело прикрывают словами поддержки.

  Кульминация спектакля – подготовка выступления Томаса Стокмана. Один за другим выносит он из своего уютного мирка стулья и выставляет их на авансцене, спинками к залу.  Курышев играет человека, которому только что открылась самая важная истина, детская, чуть наивная полуулыбка не сходит с его лица, глаза светятся от посетившего его озарения. Он ставит стул, смотрит в зал, туда, где собралась многотысячная толпа людей и произносит одну и ту же фразу: «Только что я сделал самое важное открытие». С каждым его возвращением на авансцену ты ожидаешь, что вот сейчас, сейчас… Но тайна открывается лишь тогда, когда почетные места занимают влиятельные лица города. На стороне мэра теперь и все те, кто так яростно поддерживал Томаса. Все они – в одинаковых черных драповых пальто, черных шляпах-котелках на голове, в черных кожаных перчатках.

  Взрыв, так долго подготавливаемый, происходит. Несмотря на то, что слова ему не хотят давать, подробно излагая вред, принесенный его исследованием, Стокман настойчиво, чуть нервно настаивает на том, чтобы его выслушали. Главная его цель – не рассказать о водолечебнице, хотя он все время и возвращается к этому. Для него важно донести до всех собравшихся, что самое страшное – вранье, поселившееся повсюду, дающее свои ростки, расползающееся все дальше и заполоняющее души и умы людей. Вранье, порожденное страхом, потерять все, что у тебя есть. Голос его тонет в гуле толпы. Людям не нужна правда, им нужна ложь, выдаваемая за заботу.

  Объявленный врагом народа, Томас теряет все, даже поддержку родных. И оказывается, что самое важное открытие – впереди. По-настоящему силен только тот, кто одинок.

  Вполоборота на авансцене стоит Стокман-Курышев, глядя на то, как обезумевшая толпа колотит стекла в его воздушном замке, по ту сторону, у решеток-рам, цепляясь за деревянные перекладины, просит о чем-то его жена Катрине, лезут в разбитые окна вчерашние защитники правды. Став изгоем, Стокман обретает свою силу и уверенность в правоте.

  Спектакль Льва Додина, задумавшийся как глубоко личный разговор о человеке, об истине и добре, выходит за рамки частной истории и звучит не менее революционно, чем в начале XX века, вновь заставляя задуматься о том, что есть истинная свобода.

Свободу постигала Анастасия Павлова
Фотографии  предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: