ВЫЕХАЛ ЛЕТОМ, ПРОПАЛ ПО ВЕСНЕ…

В музыкальном театре «На Басманной» п/р Жанны Тертерян впервые в Москве исполнили рок-оперу Андрея и Ольги Петровых «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина.

  Как можно сегодня поставить классическое произведение, чтобы на него пошел зритель, тот самый, который привык к ярким крикливым телевизионным шоу, комическим репризам и простеньким шуткам? Согласитесь, задача непростая, если учесть, что надо не только привлечь в зал людей, готовых заплатить за билет, но и удержать их внимание до конца спектакля, да еще и сохранить идею, характеры, детали произведения, по которым его можно было бы узнать тем, кто читал его в школе или в зрелом возрасте. Большим испытанием для постановщиков рок-оперы «Капитанская дочка», несомненно, стало и то, что в пушкинской повести речь идет о патриотизме и преданности отечеству и людям, его символизирующим, что сегодня трудно даже вообразить.

  А уже на это главное нанизываются все остальные темы и события. Когда Савельич, слуга Гринева, приходит к Пугачеву потребовать вещи, украденные у барина, поражаешься его беззаветному служению, в котором нет и оглядки на то, что собственная жизнь под угрозой, а есть только любовь, которую назвать службой как-то язык не поворачивается. Александр Юдин играет Савельича таким теплым и мягким по отношению к своему питомцу, как будто это его кровиночка. А как он суров и непримирим к тем, кто его «дитятко» может обидеть! И если поначалу Савельич вызывает удивление и улыбку, то потом трогает до слез добротой и бесстрашием.

  Поражают здесь и еще два персонажа, которые живут просто, без затей, получают небольшие деньги и служат отечеству не за страх, а за совесть, умирая вместе в час испытаний. Это комендант Белогорской крепости, капитан Иван Кузьмич Миронов и его жена Василиса Егоровна. Капитан в исполнении Геннадия Землянского — большой мощный человек, получающий истинное удовольствие от воинской службы, которая для него призвание, да и вся его жизнь. Как азартно учит он солдат построению, с какой удалью и радостным блеском в глазах отдает команды, как по-отечески относится к своим подопечным. Как тепло приветствует у себя гостей, где стол всегда накрыт, и можно отогреться и телом и душой. И каким добром веет от него и его жены, Василисы Егоровны, роль которой играет Ирина Баженова.

  Пухленькая, неприметно, но чисто одетая, она восхищает тем внутренним единением с мужем, как будто его мысли, чувства, понятия вросли в нее, как и она сама вросла и в свою семейную жизнь и в военную службу мужа. Ее интонации настолько разнообразны, что не устаешь следить за этой героиней при любой смене ситуации в сюжете или появлении нового лица. И проникаешься то ее гостеприимством, то строгостью к подчиненным мужа, которая тут же сменяется добротой и нежностью, то резкостью к неприемлемым для нее поступкам.

  Есть и еще один герой — прибывший на службу в Белогорскую крепость молодой офицер Петр Андреевич Гринев, чья верность отечеству подвергается серьезнейшей проверке во время схватки военных с бунтовщиками. Именно здесь он встречает свою любовь и судьбу и сталкивается с самым большим предательством в жизни. При своем первом появлении Гринев — его играет Евгений Петиш — производит впечатление озорного строптивого и очень романтичного юнца. Никто не ожидает от него стойкости, которую он проявит впоследствии, особенно те, кто давно читал повесть и забыл основные ее перипетии или не читал вовсе.

  Самой большой удачей стала, на мой взгляд, ария Гринева перед судом, который может лишить его всех прав, да собственно и самой жизни. Евгений Петиш поет так истово, отдается всему, что вложено в его персонаж сначала Пушкиным, а потом Андреем и Ольгой Петровыми так самозабвенно, что не оставляет нам ни единой лазейки для неверия. Да, это истинный, природный русский офицер и дворянин, для которого честь превыше всего! А уж в какой переплет он попадает, встретив Пугачева, ни одному современному блокбастеру не по зубам!

  И, наконец, о самых значительных фигурах повести, спектакля, да и самой России XVIII века. И прежде всего о Емельяне Пугачеве, возглавившем крестьянскую войну за правду. Трудно в нескольких сценах дать истинный портрет этого сложного противоречивого человека. Но композиторы одарили своего героя такими потрясающими мелодиями, которые входят в сердце с первой ноты, с первого звука мягкого бархатного баритона Павла Бадраха, исполнителя роли великого бунтаря. Он красив, силен и невероятно мощен статью, но больше все-таки той энергией, что хватает нас в плен целиком, без рассуждений о том, прав он или нет. И чувствуем мы в нем и силу большую, и тоску вселенскую.

  Хороша и Екатерина II в исполнении Елены Калашниковой, у которой ищет милосердия Маша Миронова. Императрица и сама по себе и в силу своего окружения будто переносит нас в другое измерение, где царят красота и покой, звучит чудная музыка, гуляют дамы с собачкой, и где нет сражений и смерти. Величественная и прекрасная, она готова выслушать просительницу и совершить шаг, который не подвластен в лихую годину никому, кроме нее. И ты вдруг начинаешь верить в справедливость и радуешься, что высочайшее повеление коснулось именно этой простой и чистой девушки. Героиня Ирины Елисеевой напоминает в спектакле райскую птицу, случайно залетевшую в страшный мир войны, где она ищет спасение в вере и в любви.

  Ну а чтобы все эти фигуры выглядели на сцене интересно, актерским индивидуальностям нужна твердая режиссерская рука и умение с высоты сегодняшнего времени взглянуть на то, что случилось когда-то в нашем отечестве. У художественного руководителя Московского музыкального театра «На Басманной» и постановщика рок-оперы «Капитанская дочка» Жанны Тертерян спектакль полон мощных, ярких характеров и взрывных моментов, которые неумолимо двигают действие к развязке, а герои вовлекаются в борьбу за любовь и правду, как будто это последний день их жизни. Прекрасная музыка пронизывает атмосферу сцены исподволь, чтобы обрушиться на нас во время арий, дуэтов, танцев и захватить целиком, выплеснув творческую мысль тех, кто стоит за этим внешним и внутренним движением. Сценограф Игорь Капитанов намеренно аскетичен – на сцене лишь сторожевые полосатые столбы с фонарями, где кружит метель, да в корчме деревянные столы с лавками, а вверху абрис российского герба, с идущими там иногда кинокадрами.

  Художник по костюмам Наталья Спасская насыщает эту изысканную пустоту стилизованными под XVIII век костюмами. А хореограф Александр Петражицкий организовывает то ли пантомиму, то ли энергетические танцы, которые с первой же минуты вовлекают зрителей в таинственную и необычайно притягательную историю. Ее страстный накал, яркие клипы общих сцен и крупные планы героев погружают нас в трагически прекрасный мир пушкинской «Капитанской дочки», где у каждого героя своя судьба и свой исход.

Правды и любви искала
Наталья Крыжановская
Фото Кирилла Галицкого
 Александра Карнаушенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: