Благодаря проекту «Открытая сцена» на российской сцене можно вновь увидеть оперу XVIII века «Мнимые философы» итальянского композитора Джованни Паизиелло.

  Паизиелло был придворным капельмейстером Екатерины II, поэтому он постарался создать оперу, которая как можно больше соответствовала бы вкусам придворных: яркая и полная жизни барочная музыка, интригующий любовный сюжет, незамысловатые философские рассуждения, смешные сцены, счастливый финал. В далеком 1799 году первое исполнение этой оперы привело Екатерину II в такой восторг, что она стала одной из ее самых любимых.

  Главных действующих персонажей изначально было только четверо — это псевдоученый Петронио, две его дочери — важничающая своей образованностью, не желающая выходить замуж, Кассандра и не видящая смысла сидеть за книгами Клариче, а также возлюбленный Клариче Джулиано. Для того, чтобы добиться руки своей избранницы, Джулиано является в дом под видом знаменитого философа Агратифонтидаса. Поскольку вся ученость отца семейства Петронио и его дочери Кассандры мнимая, они не могут раскрыть обмана и доверчиво принимают за правду все слова Джулиано-Агратифонтидаса. Таким образом, с помощью веселого трюка, юноша добивается желанной подписи в брачном контракте.

  Всю эту историю, с различного рода подробностями, можно было узнать, если кто не знал, и вспомнить, если кто забыл, из программки к лекции-спектаклю. Программка сделана ярко и оригинально: тоненькая книжка с комиксами в картинках раскрывает содержание основных сцен будущей оперы. И приятно удивляет тот факт, что реальное действие воссоздает то, что мы увидели на картинках. Поскольку субтитры не были предусмотрены, то для большинства зрителей в зале тонкости философских речей остались вынесенными за рамки, а основное внимание было сосредоточено на любовном сюжете и прекрасной музыке. Ансамбль солистов «Премьера» Академического музыкального колледжа при Московской консерватории под руководством Игоря Дронова смог передать невероятную изысканность барочной музыки, ее причудливость, эмоциональность. Даже в те моменты, когда возникало ощущение некоторой остановки развития действия, а энергия и задор на время, казалось, уходят из оперы, на помощь приходил оркестр и возвращал утерянное веселье.

1

  Опера в постановке режиссера Игоря Ушакова получилось молодежной, игривой, как сам сюжет. Художница Ирэна Белоусова создала интересные и яркие костюмы в духе барочной эстетики. А высокие, пышные и необычные прически вместе с простой, но продуманной сценографией помогают лучше раскрыть настроение этой оперы. Хорошо встроился в ее линию развития и пятый персонаж — лектор, нацеленный на просвещение публики. Ведь именно на время правления Екатерины II приходится эпоха Просвещения в России. Екатерина Грищенко, в образе строгой учительницы пыталась внести порядок в действие и дополнить его различными ремарками о жизни и творчестве композитора Джованни Паизиелло.

  В вокальном плане молодые исполнители вели свои партии изящно и тонко, а там, где не хватало уверенности техники и объемности голоса, на помощь приходило актерское мастерство. Ангелина Голикова (Клариче) и Константин Сучков (Джулиано) сыграли юную влюбленную пару, искреннюю и непосредственную в выражении своих чувств, в том числе и по отношению ко всей «учености» старших. Екатерина Семенова (Кассандра), мудрая любимица отца Петронио, всем своим видом демонстрировала любовь к наукам и презрение к поведению Клариче. Особенно выразительным получился образ отца Петронио в исполнении Тимофея Павленко. Ему удалось передать всю гамму чувств, которую испытывает с одной стороны ученый, стремящийся к новым знаниям, с другой стороны любящий и заботливый отец.

  Опера-лекция получилась неожиданной, яркой, веселой, эмоциональной. Пока еще ей не хватает цельности, внутреннего ритма, встречаются непредусмотренные паузы в развитии. Однако со временем паузы уйдут, исполнители обретут уверенность, а «Мнимые философы» будут, возможно, приводить нас в тот же восторг, в который они когда-то привели Екатерину II.

В эпоху барокко перенеслась
Анна Никифорова
Фото предоставлены пресс-службой
проекта «Открытая сцена«

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: