Р.Р.Р. И ДРУГИЕ

admin

Несмотря на сложные произведения с густым, тягучим текстом и обилием философских размышлений, Федор Михайлович Достоевский остается одним из самых активно инсценируемых прозаиков русской литературы.

  Прошлый сезон был богат на «Бесов» (видимо, сказались политические настроения в обществе), в этом же Театр им.Моссовета представил публике спектакль «Р.Р.Р.» по роману «Преступление и наказание».

  Постановку осуществил Юрий Еремин. На главную роль «бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова» был назначен Алексей Трофимов, ярко заявивший о себе в премьере прошлого сезона «Циники». Роль Раскольникова – еще одна удача молодого актера. Приятно, когда в театрах появляются не просто молодые, но еще и талантливые артисты. И претензий к главному герою нет никаких, и хорошее исполнение роли – залог успеха спектакля, но возникают нюансы, которые снижают это хорошее впечатление.

  В романах Достоевского нет второстепенных персонажей. Герои, которые появляются в романе даже на мгновение, несут четкую смысловую нагрузку и придают то или иное настроение. А если хотя бы один герой на сцене дает слабину, то все действие рушится как карточный домик. Спектакль «Р.Р.Р.», имея в активе прекрасный мужской состав (Трофимов, Сухоруков (Порфирий Петрович), Виноградов (Мармеладов), Яцко (Свидригайлов), Смирнов (Разумихин) совершенно растерял все женские истории.

  Соню Мармеладову играют две студентки 4-го курса актерского факультета (Ксения Щербакова и Анастасия Пронина) и для того, чтобы показать на сцене историю этой героини, им просто не хватает ни актерского, ни жизненного опыта. В итоге Соня становится легким облачком, эфемерным ангелочком, скользящим по действию, но никак не влияющим на него.

  Катерину Ивановну я увидела в исполнении Нины Дробышевой. Интересный, разносторонний образ (который, кстати, стал в Москве основой двух очень интересных моноспектаклей) решен довольно однобоко. Героиня с самого начала похожа на блаженную, ее движения, ее голос – все чересчур. Поэтому и переход к беспросветному отчаянию и сумасшествию неявен. А сцена на поминках, которая могла бы стать украшением спектакля и интереснейшей актерской работой, выглядит чем-то чуждым, словно героиня зашла в спектакль из другого произведения.

  Признаюсь честно, я особенно ждала сцену объяснения Дуни и Свидригайлова. Мне кажется, это одно из сильнейших мест у Достоевского. Но вновь возникла ситуация, схожая с положением главного героя: не было героини. Александр Яцко играет своего героя ровно и местами с нескрываемой иронией, но сложно играть, не имея подтверждения поступкам и чувствам своего персонажа. Не завязывается история отношений с Дуней (Анна Михайловская), нет в ней той силы, которая и привлекла Свидригайлова, и заставила его пойти на убийство, и вложившая в руку хрупкой девушки револьвер. Все происходит будто не с ней и случайно. В сценах с матерью и братом с пришедшим в гости Лужиным (эту роль играет Владимир Прокошин) героиня Михайловской выглядит неплохо: бытовые условия, возмущение взглядами жениха – все отыграно четко и по заданной канве. Но именно эта спокойная предсказуемость и отвлекает от героини зрительский интерес.

  Странно выглядит спектакль, в котором есть только половина героев. Конечно же, теряется общее ощущение от действия, а некоторые сцены выглядят вставными номерами. Возможно, что этот спектакль хорош для просмотра школьниками, но я не уверена до конца. Хотя основные приметы романа в нем присутствуют: необходимые цитаты, центральные образы (или намеки на них). Но финал несколько смазан и «заря новой жизни» превращается в нем в резкий жесткий кровавый рассвет, который отсветом мерцает на лицах всех персонажей.

  Драматичным финал сделала музыка. В программе спектакля указано, что использована музыка Чайковского и Вагнера (в роскошной обработке Александра Дронова). Я не принадлежу к знатокам классической музыки, но полагаю, что конце спектакля звучал именно Вагнер. Именно этот мотив убивает всякий намек на светлый финал, который все же дает в своем романе Достоевский. Здесь нет ни очищения души, ни искупления – явственно лишь наказание. Наверное, в наше суровое время так и должно быть: наказание физическое, но не душевное. Что будет с Раскольниковым – неважно, как перевернется душа его в конце повествования – тоже. Он совершил преступление, он на каторге. Но об этом ли роман?..

  Не будем скрывать: часто и в школьной программе обращают внимание лишь на главных героев, не утруждая себя разбором второстепенных персонажей. Но не думаю, что так должно происходить и на театре. Если учителя посчитают разумной такой подход к произведению, то спектакль ждет нашествие старшеклассников во главе с учителями, пришедшими чуть упростить свою жизнь. Но замечу, что ни для того, чтобы полюбить роман, ни для глубокого понимания его спектакля «Р.Р.Р.» недостаточно.

Спектакль увидела Наталья Ионова
Фотографии предоставлены
пресс-службой театра

Author

Поделиться: