ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

В середине ноября в единственном в России Театре Мюзикла состоялась премьера по повести Валентина Катаева «Растратчики». Смешная, не без доли иронии история о двух неудавшихся авантюристах, которые неожиданно для самих себя попадают в захватывающий круговорот событий и встреч.

Впервые пьеса Валентина Катаева была поставлена на сцене МХАТа в 1928 году. Однако мюзикл воспринимается не как адаптация, а как оригинальное, цельное произведение, созданное композитором Максимом Леонидовым и автором либретто, режиссером–постановщиком Александром Шавриным. Вместе с ними над новой постановкой работали хореограф Наталья Терехова, художник Ольга Шагалина и художник по свету Сергей Скорнецкий. Интересно отметить, что композитор Максим Леонидов исполняет и одну из главных ролей, однако не постоянно, а попеременно с другими артистами, так как на каждую главную роль в мюзикле предусмотрено по два-три актера.

ras-1

Главный бухгалтер Филипп Степанович Прохоров и его подчиненный — кассир Ванечка Клюквин ведут самый примерный образ жизни, но соблазн пожить красиво за казенные деньги одерживает верх и вот перед нами уже два «растратчика». А дальше: кабаки, вокзал, Невский, драка бандитов, бегство в провинцию… Не обошлось и без любви. В мюзикле любовная линия показана значительно ярче и полнее, чем в первоисточнике. А мелодия арии Зои лейтмотивом звучит в сложных жизненных перипетиях наших героев, напоминая им о вечных ценностях, приводящих к мукам совести. Муками совести всё чудесным образом и ограничивается. Да и как можно совместить со счастливым финалом тюремное заключение? Пьеса была о России эпохи НЭПа, мюзикл же о вечном и жизненном.

ras-2

Дух 20-х лучше всего передает в фойе подборка из обложек журнала «Огонек» той эпохи с фотографиями работы Аркадия Шайхета и других мастеров. Разгульное время, создатели проводят параллели с «лихими 90-ми», однако темы любви и предательства, выбора между желаемым и необходимым едва ли можно приписать какой-то конкретной эпохе. Тем более что характерные приметы 20-х годов показаны не детально, а в самых общих чертах, словно зарисовки из анекдотов.

Бывшие аристократы, низшие слои общества, лиговские и одесские бандитские группировки, крестьянский хор, пышный национальный колорит из цыган, грузин, украинцев, есть даже тема русского донкихотства с испанскими танцами. Красочный калейдоскоп знакомых образов и цитат. Как это нередко бывает, действие моментами перекрывало смысл, но это не мешало мюзиклу выглядеть ярким и не вызывало чувства затянутости, хотя некоторые повторяющиеся музыкальные фрагменты можно было бы сократить.

ras-4

Более всего подкупает в происходящем музыка Максима Леонидова и живость исполнения артистов. Нет той штампованности и глянца, которая часто чувствуется в перенесенных на русскую сцену бродвейских мюзиклах. Пусть есть некоторые шероховатости, но есть и ощущение жизни, поиска. Поэтому даже тривиальное решение НЭПа и маловыразительная хореография не мешают сопереживать нашим героям во время их необычных приключений. Ведь их история еще раз напоминает нам о том, что в погоне за мимолетными радостями мы можем потерять не только абстрактные вечные ценности, но и самих себя.

Эпоху НЭПа наблюдала
Анна Никифорова
Фото с сайта Театра Мюзикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: