ТЕАТР «БЕСЫ» КРУТЯТ

admin

Первым спектаклем Юрия Любимова после ухода из «Таганки» стала постановка «Бесы» по роману Федора Михайловича Достоевского.

  Признаться честно, с творчеством Юрия Любимова я знакома лишь отчасти. Видела, правда, в студенчестве пару спектаклей на Таганке, один из которых «Театральный роман» Булгакова, но это уже был не «легендарный» театр. И знала по рассказам отца, что когда-то на этой сцене играл сам Владимир Высоцкий, расхаживал удивительный Воланд – Вениамин Смехов и читал свои стихи Леонид Филатов. Но это было тогда… 

  Что могла знать я, да и вообще наше поколение, о таком понятии как «свобода» и зачем за нее бороться и почему людям так нужна Таганка? Сейчас же в воздухе витали разговоры о том, что театр катится вниз и ничего нового из нее не выжать. А прошлым летом вообще затянувшийся кризис вылился в скандал и разрыв отца с его детищем. Впрочем, у этой истории должен был быть какой-нибудь конец.

  На пресс-конференции, посвященной новой постановке Любимова «Бесы» в Вахтанговском театре, в котором, кстати, он начинал свой творческий путь в 1946 году (оказывается, круг смыкается, воистину), умудренный 94-летним опытом мэтр и теперь не собирается изменять своим привычкам, а потому: ради чего рассказывать о замысле нового спектакля? Почти как у Чехова: «Я же все написал!». Зачем понадобилась Любимову тема «Бесов» Достоевского, предельно ясно и понятно. Режиссер все время повторял, как провидец, много лет занимающийся политическим театром, что мир давно находится в кризисе. Поэтому герои его постановки все время митингуют, объединяются против кого-то, ходят с плакатами и транспарантами, на которых написаны названия отдельных эпизодов из романа. Юрий Любимов уделил внимание лишь некоторым сценам.

  Перед спектаклем весь зрительный зал вахтанговского театра аплодировал стоя, приветствуя мэтра. Я могу только догадываться о масштабах его личности и театре, который когда-то являлся идейным центром московской интеллигенции. И они его помнят, аплодирует ему стоя, все  – даже самая дальняя галерка.

  На программке красуется надпись «Концертное исполнение романа в двух частях». В центр сцены режиссер поставил рояль, он как скрепляющий элемент всего действия. Музыка Стравинского и Мартынова задавала необходимый тон и характер. Кроме того, это очень хорошее ритмическое средство, собирающее воедино все актерское исполнение. Эффект такой же как от метронома. Поэтому, несмотря на довольно большую продолжительность спектакля – четыре часа, время пролетело неощутимо. Эпизоды спектакля были, словно бусины, нанизанные на одну нить, но между собой не скрепленные.

  Характеры героев по-любимовски очерчены крупно и ярко. Достаточно нескольких красок  – и вот перед нами вертлявый черт, угодливый и мелкий бес, без которого не творится ни одно темное дело, Петр Верховенский – Юрий Красков. Он же, по иронии Любимова, исполняет роль священника Тихона и рассказывает притчу о бесах, переселившихся из человека в стадо свиней. Простой по своей натуре и открытый Шатов – Артур Иванов, съедаемый митингующими, почти механизированный в своих убеждениях о боге, человек-винтик Кириллов – Валерий Ушаков, обаятельный в своем вранье, легкомыслии и дуракавалянии капитан Лебядкин – Евгений Косырев. Что же касается самого Ставрогина – Сергей Епишев, он получился в первую очередь элегантным, хоть и угловатым. В чем-то напоминает ученика, который хорошо выучил урок, но, видно, пятерки ему даром не даются. Ставрогин хитер, внутренне раздираем собственными противоречиями, не философ, как многие режиссеры его видят, отчего кажется пустым и ненаполненным. Эдакий советник Снежной королевы, скрывающий свою страстную, одержимую пороками натуру. Все эти герои не шаблоны вовсе, а выпуклые образы, разбросанные на фоне памфлетно-плакатного действа. А вот симпатии режиссера остановились на стороне Степана Верховенского – Юрий Шлыков. Кажется, он один понимает суть приближающейся катастрофы и смиренно катит в деревянной повозке книги, спрятанные под кухонным фартуком. Это все, что у него осталось.

  Вы спросите: «А как же актерская школа?». Школа как раз одна и та же, разницы нет. Ведь актерскому и режиссерскому ремеслу Любимов учился в «Щуке», до этого был, правда, МХАТ-2, который в 1936 году закрыли по политическим причинам. Видимо, оттуда у Юрия Петровича появилась потребность играть в политический театр, говорить правду иносказательно. Сцена для этого подходила как нельзя лучше. 

  В актерский состав «Бесов» режиссер взял в основном молодые силы. Их персонажи стройными рядами поют песни, объединяются в толпу и носятся по сцене словно банда.

  Спектакль получился в меру строгим и грациозным, стильным и элегантным. Он ничуть не выбивается из репертуара театра, а скорее наоборот: кажется, что Юрий Любимов всю жизнь работал на этой сцене, будто и не было таганковского периода. Начало этого года оказалось богатым на события, и еще долго будет отдаваться они гулким эхом в театре… По мотивам романа «Бесы» РАМТ выпустил постановку «Кириллов. Шатов. Петр» Александра Доронина, Владимир Хотиненко готовится порадовать киноманов экранизацией «Бесов» и по некоторым слухам МХТ тоже работает над этим романом. Неспроста такой интерес… 

Продолжение следует…

Тенденцию отслеживала и запечатлевала Анна Коваева

Author

Поделиться: