Жанр мюзикла становится все более популярным и обретает своих постоянных поклонников и знатоков.

  И если лет десять-пятнадцать назад можно было говорить только о зарождении мюзикла как самостоятельно развивающегося явления, то сейчас в Москве уже несколько продюсерских компаний и театров целенаправленно занимаются созданием «мюзикальных» продуктов. Сейчас у старожилов жанра наступил творческий таймаут: в межсезонье на смену одним проектам придут другие, до октября-ноября ждать премьер не придется. Поэтому стоит обратить внимание на постановки, которые, возможно, не имеют столь активной (а временами несколько навязчивой рекламы), но заслуживают не меньшего внимания публики.

Рассказать хочу о двух спектаклях компании RuArts Project: постановках Егора Дружинина «Любовь и шпионаж» и «Всюду жизнь». Первая манит возможностью увидеть на сцене Ларису Долину и Дмитрия Харатьяна. Вторая обещает новую форму — «Спектакль без слов». Прибавьте сюда профессионализм Егора Дружинина и вы поймете, что все свидетельствует о том, что зрелище получилось интересным и нестандартным. Стоит упомянуть, что участие Дружинина в таких мюзиклах как Chicago, Cats, «12 стульев» и «Продюсеры» было разноплановым — таким оно получилось и здесь. Хореограф и режиссер, плюс актерское участие в спектакле «Всюду жизнь».

Авторами «Любовь и шпионаж» стали композитор Максим Дунаевский и поэт Николай Денисов. В основу сюжета легла пьеса Елены Греминой о жизни Мата Хари. Самой танцовщицы в мюзикле вроде бы и нет: действие разворачивается на репетициях фильма о ней. Главная героиня — актриса Клер Франс. Возможно, история знаменитой шпионки не столь заманчива, как фамилии исполнителей главных ролей, да и история получилась слишком по мотивам жизни Мата Хари… Но от зрелищного жанра и не ждут досконального следования истории.

Париж, Сингапур, публичный дом, военный госпиталь, дорогое кабаре и дешевая гостиница, немецкие, французские и русские офицеры, кокаин, кино — спектакль похож на пряный коктейль с множеством составляющих. Пожалуй, нет в нем только одного, заявленного изначально — ожидаемый шпионаж подан настолько примитивно, что о его наличии в сюжете не стоит и говорить. Одна сцена, пара арий. Остальные ингредиенты служат ярким фоном для истории женщины. На первом плане не любовные перипетии, а непростая и интересная женская судьба.

Для воплощения подобной истории на сцене необходима и актриса столь же неординарная и интересная. Лариса Долина (на которую, собственно, и ставился спектакль) идеально подходит для воплощения этого образа. Большая часть эстетического удовольствия — это, конечно же, голос Долиной. Особенно глубокая актерская игра в мюзиклах не подразумевается, а в случае с исполнением этой роли есть один нюанс — актерский опыт певицы больше соответствует кино- и телеформату, где есть крупные планы и возможность переснять дубль. Однако, и в этой ситуации может помочь только наработка опыта. И чем больше спектаклей играется, тем ярче и глубже становится главная героиня.

К сожалению, я не увидела Дмитрия Харатьяна в главной мужской роли, но попала на один из первых спектаклей Виктора Добронравова. Актер уже достаточно зарекомендовал себя в жанре, и думаю, что именно приобретенный опыт позволил ему не только органично войти в уже готовую постановку, но и быть достойным партнером Ларисе Долиной. Особенно пронзительной в исполнении артистов стала ария «Русская тоска» — самая запоминающаяся и, пожалуй, проникновенная композиция мюзикла. Такой же лиричной получилась и ария второго мужского персонажа в исполнении Алексей Боброва «То ли в мае, то ли в апреле…»

Для зрителей, которые, подобно мне, обращают внимание на прессу перед тем, как посетить спектакль, особо подчеркну следующее. Сейчас мюзикл идет во второй редакции. Многие детали, описываемые критиками в рецензиях, уже не соответствуют действительности. Как, например, подтанцовка в вышеупомянутой арии. Я очень боялась увидеть шаблонные русские пляски в лирической по смыслу композиции. Но — спасибо режиссеру! — мюзикл претерпел изменения и стал лучше. По утверждению постановщиков, зрителям стало легче следить за сюжетом (который действительно преподносит сюрпризы). Один из таких сюрпризов — финал, своей схемой сильно напоминающий матрешку. Но это уже не для статьи – пусть каждый зритель посмотрит и решит для себя, о ком же он смотрел спектакль и как именно все кончилось.

Для тех, кто пойдет на спектакль уже в следующем сезоне, открою небольшую тайну: ввод Виктора Добронравова не единственный, и в ноябре есть шанс увидеть в спектакле Игоря Балалаева, участника почти всех московских мюзиклов.

Спектакль «Всюду жизнь» стоит посмотреть уже потому, что потрясающая работоспособность, техника и талант всей труппы не может никого оставить равнодушными. Жанр определен как «спектакль без слов». Таковым он и является, не превращаясь, ни в балет, ни в мюзикл или спектакль современного танца. Егору Дружинину удалось выполнить поставленную задачу — рассказать истории лишь с помощью танца и пластики.

Порой спектакли подобного жанра бывают перегружены ненужной символикой и сложными метафорами. Здесь же все происходящее на сцене понятно и приятно для зрителя. Легкость передачи, заданную в начале, сохраняют на протяжении всего спектакля. Рассказанные истории разные — от откровенно комических до драматичных и лирических. Разные… Как в жизни.

Какое-то время я ловила себя на том, что нечто подобное я уже видела… Нет, не танцы, не костюмы, не сюжет… Скорее, атмосферу и огонь в глазах. Почти полное отсутствие реквизита, номерная схема постановки… И пришло озарение: ГИТИС, экзамен по танцу и сценическому движению! Такой же молодой задор, такая же отдача, но на порядок выше уверенность в себе и профессионализм. Подобный настрой, идущий со сцены, очень заряжает и освежает. Поэтому «Всюду жизнь» надо смотреть еще и с точки зрения улучшения настроения и получения заряда оптимизма.

Московская публика давно знакома с компаниями, которые представляют на ее суд мюзиклы. Знакомство состоялось давно, у знатоков жанра уже есть представление о том, что можно увидеть, придя на спектакль тех или иных постановщиков. И тем интереснее, когда появляется новые лица и бренды в жанре. Особенно радостно, что в новых командах и продуктах люди отнюдь не новички в музыкальном театре. Думаю, что в будущем сотрудничество компании RuArts Project и Егора Дружинина преподнесет нам много приятных сюрпризов. Лично я в этом не сомневаюсь.

Новые бренды изучала
Наталья Ионова
Фото предоставлены
компанией RuArts Project

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: