Когда летом большинство театров Москвы закрывают сезон, возникает насущный вопрос: что и где посмотреть?

 

  Последний в сезоне 2011-2012 года выпуск газеты Большого театра поведал публике о планах на мертвый летний сезон. Пока артисты будут отдыхать, в театре произойдет мелкий косметический ремонт, а также, не останавливаясь, будет работать ткацкая мастерская, изготавливающая в день по шесть сантиметров  изысканных тканей для нужд театра. Окончание сезона Большого было насыщенным: в июне вышла премьера оперы «Чародейка», которая порадовала театралов долгожданной классической иллюстративной трактовкой Чайковского. Одновременно с оперной премьерой на новой сцене прошел фестивальный балетный проект wwb@llet.ru, где, как в калейдоскопе, парадоксально гармонично объединились очень разные танцевальные номера на музыку от Баха и Генделя до Прокофьева, Шостаковича и Рахманинова в исполнении Большого балета и приглашенных балетов Сан-Франциско и Монте-Карло.

  Почти все музыкальные театры не стали торопиться закрывать двери на жаркие летние месяцы, а наоборот все лето радуют московскую публику тематическими фестивалями. Музыкальный Театр Станиславского и Немировича-Данченко в июне-июле провел V Летний фестиваль оперы. Фестиваль заявлен как парад лучших оперных спектаклей театра. В число лучших почему-то не вошли «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Вертер», «Сказка о царе Салтане», а так же ряд спектаклей малой сцены. Очевидно, театр решил не перегружать себя чрезмерно массивными декорациями и приглашенными солистами, а публику — слишком утонченным репертуаром. Ставка была сделана на основной активный репертуар театра, который был вмещен в два месяца, причем самые популярные спектакли показали дважды. Начало фестиваля ознаменовалось новаторской премьерой «Сна в летнюю ночь» в британской постановке Кристофера Олдена, вокруг тонкого психологизма которой было много шума, но ничего скандального так и не вышло.

  Окончание фестиваля было немного смазано: балетная премьера «Коппелии» перетянула на себя внимание публики и прессы. Но от внимательного взгляда любителей Московского музыкального театра и фанатов Хиблы Герзмава не смог скрыться тот факт, что прима за два месяца фестиваля вышла на сцену только один раз. В начале 2012 года Герзмава получила звание народной артистки России, и до сих пор спектакли «Лючия ди Ламмермур» и «Травиата» были безраздельной вотчиной певицы. Евгению Афанасьеву в партии Лючии до сих пор можно было услышать считанные разы, но за лето она дважды играла эту роль, а Мария Пахарь в рамках фестиваля впервые исполнила Виолетту. Афанасьева и Пахарь — очень интересные молодые певицы, такая новая кровь точно не повредит репертуару театра.

  Тем временем в Новой опере труппа спела последний спектакль 7 июня и уехала на гастроли, уступив сцену и оркестр балету. Фестиваль классического балета — 2012 начался 13 июня «Лебединым озером» в исполнении Театра Классического Балета Н.Касаткиной и В.Василева, а окончился 28 июля «Лебединым озером» Русского национального балета Сергея Радченко. Все это время оркестр Новой оперы играл по два раза три балета в неделю, отдыхая только по воскресеньям. Балетные труппы по три недели работали в изматывающем ежедневном графике. Крупные театры могут себе позволить давать спектакли каждый день — солисты ежедневно меняются и наполняют спектакли новыми силами.

  Балеты Василева и Радченко имеют очень маленькие труппы, поэтому довольно часто на следующий день после исполнения крупной заглавной партии балерины выходят на сцену в эпизодических сольных партиях. Ницше говорил, что все что не убивает — делает сильнее. Ежедневная нагрузка на солистов этих ансамблей не делает премьеров вялыми, наоборот, поражает актерская сила персонажей второго плана. Почти у каждого из танцовщиков есть за плечами яркая сольная партия и привычка выкладываться по полной, которую они реализуют в каждом танце. Самые популярные балеты в классических постановках с грамотными купюрами для облегчения восприятия и рельефностью образов, граничащей с драматическим театром — вот что такое Фестиваль классического балета в Новой опере. Великолепный оркестр театра остается верен своим принципам и при новом главном дирижере Яне Латам-Кениге. Симфоническое кристальное звучание партитуры, как и при основателе театра Евгении Колобове, ценится здесь превыше целей и задач спектакля. И если оперных солистов оркестр часто просто заглушает, то солисты балета твердо знают, что темп будет удобный дирижеру, и не будет никаких поправок на рост и сложность пируэтов танцовщика. Кроме того, точность оркестра обнажает и подчеркивает даже мизерные асинхронности кордебалета. Но обе балетные труппы много лет сотрудничают с Новой оперой и своим неиссякаемым артистизмом нивелируют любые огрехи.

  Конкуренцию Фестивалю классического балета пытаются составить Летние балетные сезоны на сцене Молодежного театра. Три антрепризные труппы: Русский классический балет под руководством О.Усачевой, Театр балета классической хореографии под руководством Э.Меликова и Российский национальный балетный театр под руководством В.Моисеева и Е.Амосова с 1 июля по 28 августа показывают свои постановки балетных шлягеров. Летние балетные сезоны зародились в Москве 12 лет назад для удовлетворения любопытства иностранцев, желающих приобщиться к основным русским достопримечательностям: борщу, мавзолею и балету. Крошечная оркестровая яма РАМТа вмещает маленький оркестр, о котором в программе не пишут ни названия, ни дирижера. Анонимные музыканты исполняют Чайковского, Адана, Минкуса и Прокофьева в меру халтурно, но с душой. Все темпы здесь подобраны для удобства танцоров: виртуозные па замедлены для спокойствия и безопасности балерин, певучие протяжные номера ускорены для сокращения хронометража и оживления действия. Вообще, этот стиль подачи балетного искусства может подойти для первого знакомства с жанром: неподготовленному зрителю нет существенной разницы, сколько именно фуэте сделала балерина, но увидеть на сцене живых людей, а не идеальных небожителей-спортсменов, как, например, в Большом балете, может быть любопытно. Наверное, эти спектакли могут инициировать в зрителе интерес к балетному искусству. В любом случае, в антракте французы, итальянцы и англо говорящие туристы с увлечением дегустируют российское шампанское, а дети переспрашивают родителей, почему на сцене никто не разговаривает — а значит, Летние балетные сезоны нашли свою целевую аудиторию.

  Весь июнь жизнь музыкальных театров столицы бурлила. В июле же основными событиями стали 13-й Фестиваль классического балета в Новой опере и V Летний фестиваль оперы в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Большой откроет новый сезон 6 сентября, Новая опера и Московский музыкальный театр будут отдыхать и репетировать почти до конца сентября. Так что в августе меломанам будут посещать лишь концерты Консерватории или Летние балетные сезоны, а также музыкальный театр под руководством Чихачева. Как говорил шахматист Ботвинник: «Когда нет Оперы — хороша и Оперетта». 

Музыкальной жизнью жила
Екатерина Чудакова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: